Развивающая предметно-пространственная среда
в учреждении организовывается в соответствии с ФГОС с целью обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения и снятия психологического напряжения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию ООП, учтены национально-культурные, климатические условия и возрастные особенности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда создается в соответствии со следующими принципами:
- Насыщенность среды – соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Оснащена средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.
- Трансформируемость пространства – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифукциональность материалов – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, модулей, ширм).
- Вариативность среды – наличие в учреждении или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- Доступность среды – доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность – соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Игровая деятельность |
||
|
Основные группы игр |
Краткая характеристика игрового материала |
1. |
Сюжетные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные |
Предметы оперирования: Игрушки персонажи Маркеры (знаки игрового пространства) Предметы-заместители Мебель, посуда, одежда, постельные принадлежности Маски, шапочки, предметы для ряжения и театрализации (ширмы, костюмы, декорации) |
2. |
Строительные игры |
Строительные наборы Конструкторы Природный материал Предметы заместители Модели, макеты Схемы построек |
3. |
Игры – экспериментирование |
Природный материал Схемы, модели Песочные часы, микроскоп, лупы Комнатные растения Календари Технические материалы Сыпучие материалы Различные емкости Вспомогательные материалы |
4. |
Игры с правилами |
Настольно-печатные игры Дидактические развивающие игры нового поколения Атрибуты для проведения подвижных и спортивных игр |
Продуктивная деятельность |
||
1. |
Оборудование для изобразительной деятельности |
Материалы для рисования, лепки, аппликации |
2. |
Оборудование для конструирования и ручного труда |
Строительный материал, Конструкторы Природный и бросовый материал Бумага, картон, обрезки ткани и пр. |
3. |
Оборудование общего назначения |
Доски магнитно-маркерные Телевизоры Проекторы Стенды для размещения работ |
Двигательная деятельность |
||
|
|
Материалы и оборудование для двигательной активности включают в себя следующие типы оборудования для : - ходьбы, бега и равновесия, - прыжков, - катания, бросания и ловли, - ползания и лазания, - общеразвивающих упражнений, - основных движений, - спортивных игр
|
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности |
||
1. |
Объекты для исследования в реальном времени |
Материалы для сенсорного развития (формы вкладыши, объекты для сериации и пр.) |
2. |
Образно-символический материал |
Специальные наглядные пособия, представляющие детям мир вещей и событий |
3. |
Нормативно-знаковый материал |
Разнообразные наборы букв и цифр, знаков и пр. |
|
Образовательные области |
Макро и микро среда |
1. |
Физическое развитие и здоровье |
Физкультурный центр в музыкальном зале, физкультурные центры с оборудованием для развития основных видов движений в группах, спортивная площадка, пособия по приобщению детей к здоровому образу жизни |
2. |
Познание |
Познавательная литература, презентации, огород, экологическая тропа, цветники, зимний сад с живым уголком, дидактические развивающие игры нового поколения, пособия, видеофильмы, презентации. |
3. |
Художественно-эстетическое развитие |
Музыкальный зал, музыкальные центры в группах, набор детских русских народных инструментов, наборы костюмов для танцев, изостудия, центры изобразительного творчества |
4. |
Социализация и коммуникация |
Центр русской избы, центры игр, познавательная литература, дидактические игры, картины, презентации |
5. |
Речевое развитие |
Книжные уголки в группах, библиотека «Книжный круговорот» к проекту «Читаем вместе», картины, презентации |