в учреждении организовывается в соответствии с ФГОС с целью обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей раннего возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения и снятия психологического напряжения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию ООП, учтены национально-культурные, климатические условия и возрастные особенности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда создается в соответствии со следующими принципами:
Насыщенность среды – соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Оснащена средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифукциональность материалов – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, модулей, ширм).
Вариативность среды – наличие в учреждении или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Доступность среды – доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность – соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Игровая деятельность
Основные группы игр
Краткая характеристика игрового материала
1.
Сюжетные игры
(сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные
Предметы оперирования:
Игрушки персонажи
Маркеры (знаки игрового пространства)
Предметы-заместители
Мебель, посуда, одежда, постельные принадлежности
Маски, шапочки, предметы для ряжения и театрализации (ширмы, костюмы, декорации)
2.
Строительные игры
Строительные наборы
Конструкторы
Природный материал
Предметы заместители
Модели, макеты
Схемы построек
3.
Игры – экспериментирование
Природный материал
Схемы, модели
Песочные часы, микроскоп, лупы
Комнатные растения
Календари
Технические материалы
Сыпучие материалы
Различные емкости
Вспомогательные материалы
4.
Игры с правилами
Настольно-печатные игры
Дидактические развивающие игры нового поколения
Атрибуты для проведения подвижных и спортивных игр
Продуктивная деятельность
1.
Оборудование для изобразительной деятельности
Материалы для рисования, лепки, аппликации
2.
Оборудование для конструирования и ручного труда
Строительный материал,
Конструкторы
Природный и бросовый материал
Бумага, картон, обрезки ткани и пр.
3.
Оборудование общего назначения
Доски магнитно-маркерные
Телевизоры
Проекторы
Стенды для размещения работ
Двигательная деятельность
Материалы и оборудование для двигательной активности включают в себя следующие типы оборудования для :
- ходьбы, бега и равновесия,
- прыжков,
- катания, бросания и ловли,
- ползания и лазания,
- общеразвивающих упражнений,
- основных движений,
- спортивных игр
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
1.
Объекты для исследования в реальном времени
Материалы для сенсорного развития (формы вкладыши, объекты для сериации и пр.)
2.
Образно-символический материал
Специальные наглядные пособия, представляющие детям мир вещей и событий
3.
Нормативно-знаковый материал
Разнообразные наборы букв и цифр, знаков и пр.
Образовательные области
Макро и микро среда
1.
Физическое развитие и здоровье
Физкультурный центр в музыкальном зале, физкультурные центры с оборудованием для развития основных видов движений в группах, спортивная площадка, пособия по приобщению детей к здоровому образу жизни
2.
Познание
Познавательная литература, презентации, огород, экологическая тропа, цветники, зимний сад с живым уголком, дидактические развивающие игры нового поколения, пособия, видеофильмы, презентации.
3.
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальный зал, музыкальные центры в группах, набор детских русских народных инструментов, наборы костюмов для танцев, изостудия, центры изобразительного творчества
4.
Социализация и коммуникация
Центр русской избы, центры игр, познавательная литература, дидактические игры, картины, презентации
5.
Речевое развитие
Книжные уголки в группах, библиотека «Книжный круговорот» к проекту «Читаем вместе», картины, презентации